Аналитические системы

QUBER — система аналитической отчетности для банков

Накопленный в компании «ФОРС - Центр разработки» опыт анализа бизнес-процессов, внедрения аналитических приложений Oracle и глубокое понимание особенностей банковской деятельности позволили нам создать систему аналитической отчетности QUBER, разработанную специально для российских банков на платформе Oracle Business Intelligence.

Внедрение QUBER в банке обеспечит:

  • использование унифицированной терминологии в рамках единой логической модели данных
  • возможность построения произвольных аналитических запросов и отчетов на произвольную отчетную дату
  • интеграцию отчетности банка в рамках единой отчетно-аналитической платформы Oracle BI
  • реализацию механизмов формирования и оперативного контроля управленческой и аналитической отчетности банка
  • сокращение времени формирования отчетности и повышение ее качества.

Функционально–технологическая архитектура и компоненты QUBER

Функциональная архитектура витрин данных QUBER включает в себя следующие блоки данных:

  • Общие банковские справочники: Валюты, Страны и Регионы, Типы и Категории клиентов, Продукты и т. д.
  • Справочники структурных подразделений банка: Филиалы, Точки продаж, Центры прибыли
  • Структуры данных бухгалтерского учета: Иерархия статей баланса, Иерархия статей доходов/расходов, Лицевые счета, Остатки, Обороты, Проводки
  • Структуры данных учета сделок кредитно–депозитного характера: Договоры, Транши, Графики погашения, Портфели, Резервы
  • Структуры анализа плановых показателей: План по привлечению/размещению, План по доходам
  • Витрины агрегированных данных: Балансы (Ежедневный, Ежемесячный, План-Факт), Отчет о доходах и расходах, Портфели договоров, Платежный календарь.

Единая логическая модель данных позволяет пользователям QUBER самостоятельно формировать произвольные «гибкие» аналитические запросы в терминах бизнес–сущностей, не вникая в структуры хранения информации, связи таблиц и другие технические аспекты.

В рамках единой логической модели базовой версии QUBER описаны предметные области:

  • Остатки & Обороты по счетам
  • Доходы & Расходы
  • Корпоративные & Портфельные сделки
  • Начисления & Просрочки
  • Денежные переводы
  • Курсы валют & Рыночные ставки.

В базовой версии QUBER на основе логической модели данных поставляется набор аналитических отчетов, размещенных на интерактивных информационных панелях, перечень которых может быть расширен, а структура видоизменена в соответствии с требованиями банка:

  • Структура баланса
  • Структура доходов и расходов
  • Анализ кредитного портфеля: Текущее состояние (группировка/расшифровка на отчетную дату); Выдачи/погашения за период (с расчетом средневзвешенных сроков и процентных ставок); Активы по срокам, оставшимся до погашения
  • Динамика изменения кредитного портфеля: План/Факт, Общая сумма задолженности, Просроченная задолженность, Проценты
  • Анализ депозитного портфеля: Текущее состояние (группировка/расшифровка на отчетную дату); Привлечение за период (расчет средневзвешенных сроков и процентных ставок); Пассивы по срокам, оставшимся до погашения
  • Динамика продаж кредитных/депозитных продуктов
  • Анализ просроченной задолженности: Текущее состояние на отчетную дату; По срокам возникновения
  • Анализ начислений: Проценты, Комиссии, Штрафы по срокам начисления
  • Анализ выполнения плановых показателей: План/Факт остатки, План/Факт продажи
  • Анализ платежей: Рейтинги; Распределение; Сравнительный анализ по странам, контрагентам, филиалам и т.д.
  • Макроэкономические тренды: Курсы валют; Рыночные ставки.

Основные функциональные возможности QUBER

  • формирование отчетов и аналитических выборок на произвольную дату
  • построение произвольных аналитических запросов в бизнес-терминах (филиал, клиент, счет, продукт, остаток и т.д.)
  • анализ экономических показателей на произвольных уровнях агрегирования в различных аналитических разрезах (филиал, валюта, клиент, продукт, параметры клиента и т.д.) с возможным учетом сроков, оставшихся до погашения (с произвольными границами временных периодов)
  • детализация и навигация с любого уровня агрегирования в связанные по продукту, портфелю, валюте, балансовому счету и другим атрибутам наборы отчетных данных для оперативного контроля корректности расчета
  • расчет экономических показателей по разнородным данным, хранящимся в различных источниках
  • просмотр аналитических отчетов через Internet-браузер
  • размещение разнородной аналитической информации (таблицы, диаграммы, спидометры, форматированный текст) на одной информационной панели
  • выгрузка любых результатов аналитических расчетов в MS Excel, Adobe Acrobat (PDF), Power Point, HTML
  • работа с информационными панелями с помощью мобильных устройств (iPad / iPhone).

Этапы реализации проекта внедрения QUBER

  1. Уточнение потребностей банка, выявление направлений доработки базовой функциональности, анализ источников данных
  2. Разработка технического задания на внедрение системы
  3. Адаптация решения к требованиям банка в части структур данных и доработка единой логической модели данных QUBER (при необходимости)
  4. Спецификация логики наполнения витрин данных, реализация процедур загрузки витрин
  5. Реализация новых и адаптация готовых отчетов к требованиям банка
  6. Тестирование системы
  7. Обучение пользователей, ввод системы в эксплуатацию.

Состав работ может варьироваться в зависимости от требований банка.

В рамках проекта предлагается обучение бизнес-пользователей и ИТ-специалистов банка возможностям инструмента.