Отрасли

Управление городским хозяйством

Управлять современным большим городом с его развитой инфраструктурой и сложным характером взаимосвязей невозможно без новейших информационных технологий. На сегодняшний день уже накоплен обширный опыт, выполнены десятки проектов, системы внедрены в эксплуатацию и успешно развиваются по мере всё более широкого охвата средствами автоматизации различных сфер городской жизни. Мы готовы помочь в том, чтобы создать электронный город — существенный шаг на пути улучшения качества жизни людей.

Задачи, решаемые системой

Для создания современной системы управления городским хозяйством ФОРС разработал программный продукт, обеспечивающий решение широкого спектра задач в области ЖКХ. Решение позволяет автоматизировать деятельность профильных организаций — оперативных диспетчерских служб и муниципальных предприятий города, выполняющих функции заказчиков по уборке и содержанию объектов дорожного хозяйства. Важно, что внедрение может осуществляться как покомпонентно, так и комплексно — в зависимости от приоритетов той или иной сферы для города и его жителей. Благодаря гибкой модульной архитектуре можно создать единую систему объединенной диспетчерской службы жилищно-коммунального хозяйства города, которая будет постоянно развиваться за счет подключения новых услуг. К примеру, начать можно с контроля за вывозом мусора или уборкой снега и поддержания чистоты улиц, мониторинга состояния городских дорог, дворов, работы светофоров и любых других объектов дорожно-транспортной инфраструктуры.

Система позволяет:

  • автоматизировать процессы оперативно-диспетчерского управления жилищно-коммунальным хозяйством города;
  • создать и вести в электронном виде реестр объектов городского хозяйства и дорожной транспортной инфраструктуры;
  • хранить, обрабатывать и анализировать большие массивы разнообразной информации, поступающей в простом и наглядном виде от исполнителей работ, в том числе из используемых ими информационных систем;
  • осуществлять мониторинг и контроль деятельности заказчиков и подрядчиков, том числе в режиме он-лайн на основании данных телеметрии, оценивать качество выполняемых работ, формировать и использовать рейтинги организаций и административных единиц (округов/префектур, районов/управ);
  • осуществить интеграцию с внешними системами и источниками данных посредством веб-сервисов и сформировать единое информационное пространство города;
  • получить целостную картину состояния комплекса городского хозяйства: объектов, ресурсов, плановых и фактических затрат, результатов выполнения работ.

Функциональная структура системы

  • Подсистема предварительного расчета, мониторинга, контроля и анализа процессов уборки объектов дорожного хозяйства;
  • Подсистема предварительного расчета, мониторинга, контроля и анализа процессов содержания дворовых территорий;
  • Подсистема контроля обработки отходов;
  • Подсистема телеметрической обработки информации;
  • Подсистема мониторинга, контроля и анализа процессов эксплуатации зеленых насаждений;
  • Аналитическая подсистема, в том числе монитор руководителя (мэра, заместителя мэра, главы аппарата Правительства).

В зависимости от конкретных потребностей заказчика система может поставляться в произвольной комбинации тех или иных модулей, а также дорабатываться по мере появления новых задач.

Пример: как это работает

В систему в автоматическом режиме поступают 3-х часовые и 5-ти дневные прогнозы погоды, а также данные о фактических метеоусловиях по каждому округу. В зависимости от их характеристик, автоматически и вручную формируются задания на уборку объектов городского хозяйства (дорог, дворов, иных объектов благоустройства). Зимой задаются перечни необходимых работ, выполняемых подрядчиками, рассчитывается виды и количество необходимых противогололедных материалов, порядок их применения, а также объем вывоза снега, потребность в транспорте, порядок утилизации снега и прочее. В теплое время планируется применение моющих средств, контролируется расход воды для поливки и мойки объектов дорожного хозяйства.

Из других информационных систем в систему поступают и вводятся фактические данные с детализацией по подрядным организациям, характеризующие ключевые параметры: объем фактически использованных и выданных реагентов, объем вывезенного, расплавленного и утилизированного снега, количество задействованной в уборке техники, данные о ее перемещении с учетом планов и графиков выполнения работ и назначения транспорта на уборку конкретных объектов (дорог, дворов, вывоз мусора). На основе этой информации составляется отчетность, позволяющая всесторонне анализировать то, насколько эффективна была организована работа диспетчерской службы, какие дополнительные резервы можно задействовать и за счет чего сократить расходы. Реализованы различные графики, диаграммами, картографические отчеты как о текущем состоянии уборки в разбивке на 15-минутные интервалы, так и за прошлые периоды в разрезе дней, неделей, месяцев.

На текущий момент ведутся работы по расчету производительности и необходимого количества закупки транспортных средств для выполнения работ на выделенных эксплуатационных участках городского хозяйства.

На основании данных телеметрии о перемещении техники, графиков выполнения работ из контрактов и заданий, в том числе на конкретные экземпляры коммунальной техники, система рассчитывает и визуализирует на мониторах руководителей разных уровней информацию о:

  • выполнении назначенных в заданиях технологических операциях (мойке, подметании, обработке реагентами, снеговывозе, др.);
  • сборе и вывозе твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора жилого и нежилого сектора с мест сбора отходов как расположенных на дворовых территориях, так и вне их.

Результат

  • Создание современной интеллектуальной системы управления городским хозяйством, включающей информирование, мониторинг, планирование и контроль показателей деятельности всех задействованных учреждений;
  • Прозрачность деятельности подрядчиков и заказчиков, организация работ по благоустройству города на качественно ином уровне;
  • Экономия расходных материалов и человеческих ресурсов;
  • Обоснованность принятых управленческих решений;
  • Обеспечение обратной связи с жителями города и учет их нужд.