Услуги

Правила лицензирования ПО Oracle

  1. Для того чтобы начать легально использовать ПО Oracle, необходимо приобрести Лицензию на это ПО (т.е. получить право на его использование) [Что такое Лицензия].

  2. Oracle распространяет лицензии на свое ПО только через сеть официальных уполномоченных Партнеров.

  3. Существуют три основных редакции базовых флагманских продуктов Oracle:
    • Standard Edition One: начальная редакция для дома и малого бизнеса;
    • Standard Edition: для малого и среднего бизнеса;
    • Enterprise Edition: решения промышленного уровня;
    При этом, для первых двух редакций существуют ограничения по максимальной производительности серверов (например, Standard Edition можно использовать на серверах с количеством процессорных слотов(sockets), не более 4-х, Standard Edition One – не более двух sockets). [ Что такое socket ]

  4. При лицензировании ПО Oracle доступны две основные метрики лицензирования [ Метрики лицензирования ] :
    • Named User Plus – по пользователям: когда можно конкретно подсчитать точное количество пользователей системы;
    • Processor – по процессорной мощности серверов: на неограниченное количество пользователей.
  5. Для первой метрики – существуют ограничения на минимальное количество лицензируемых пользователей (например, для редакции Standard Edition: минимум 5 именованных пользователей на лицензируемый сервер). [ Ограничения на лицензируемые минимумы ]

  6. Для второй метрики – применяются сложные правила подсчета количества Processor в зависимости от количества реальных физических процессоров и ядер (cores) в них. При этом используется специальный коэффициент, зависящий от типа процессора (например, для платформы Intel x86: кол-во Processor = кол-во физических процессоров (socets) * кол-во ядер (cores) в каждом процессоре * коэффициент 0,5). [ Правила расчета количества Processor ]

  7. Объектом лицензирования всегда является конкретный сервер (множество серверов). Даже при лицензировании по пользователям, их количество определяется все равно в отношении того сервера, с которым они будут работать. Лицензировать необходимо все серверы, на которых установлено ПО Oracle.
    По умолчанию все Лицензии на ПО Oracle продаются с годовой стандартной технической поддержкой – Premium Support. По окончании срока предоставления технической поддержки, Заказчику будет предложено продлить ее с момента окончания на год вперед. [ Описание основных политик Oracle в части технической поддержки ]

[ Лицензия ]
это бессрочное (редко – срочное) неисключительное, право на использование ПО Oracle, предоставляемое Конечному пользователю на условиях правообладателя - компании Oracle.

[ Socket ]
определяется как слот, который поддерживает чип (или модуль с множественными чипами), который содержит набор одного или более ядер. Независимо от количества ядер, каждый чип (или модуль с множественными чипами) является единым слотом. На все задействованные слоты, на которых установлены и/или запускается ПО Oralce, должна быть приобретена Лицензия.

[ Метрики лицензирования ]
"Named User Plus": лицо, уполномоченное использовать программы, установленные на одном или нескольких серверах, независимо от того, использует ли оно активно программу в какой-либо момент времени или нет.
Автоматическое устройство (не требующее участия человека) при возможности доступа к программам считается как "Named User Plus" в дополнение ко всем лицам, уполномоченным использовать программы. При использовании мультиплексных аппаратных или программных средств (например, монитора транзакций или веб сервера) это число должно быть определено на входе мультиплексора. Автоматическая передача данных от одного компьютера другому компьютеру разрешается. Конечный пользователь несет ответственность за соблюдение минимального количества лицензий "Named User Plus" на процессор для программ, перечисленных в таблице минимального количество лицензий; эта таблица определяет только минимальное количество лицензий для "Named User Plus", в то время как все фактические пользователи должны быть лицензированы.

[ Ограничения на лицензируемые минимумы ]
Существуют дополнительные уточнения в отношении данного определения при лицензировании конкретных продуктов.

[ Правила расчета количества Processor ]
"Processor": все процессоры, на которых установлены и/или запускаются программы Оракл. Доступ к лицензируемым по-процессорно Программам может предоставляться внутренним пользователям (включая агентов и субподрядчиков), а также третьим лицам.

Основные Политики Oracle в части Технической поддержки

  1. Зависимость стоимости технической поддержки от стадии жизненного цикла (“свежести” версии) ПО
    Для обеспечения сохранения инвестиций Заказчика, связанных с сопровождением ПО, а также для поддержания актуальности функционала используемых решений, корпорация Oracle предлагает Заказчикам выстраивать свою ИТ-стратегию развития, ориентируясь на «Политику жизненного цикла технической поддержки» (Oracle’s Lifetime Support Policy). Данная Политика обеспечивает прозрачные, прогнозируемые, максимально гибкие и удобные правила сопровождения технологий Oracle. Для решения задач и достижения целей, указанных выше, Oracle предлагает три стадии стандартной технической поддержки (ТП):
    • Premier Support (основная активная стадия – для актуальных версий ПО);
    • Extended Support (дополнительная стадия – для «предыдущих», но не совсем старых версий ПО);
    • Sustaining Support (стадия неактивного сопровождения – для устаревших версий ПО).
    Соответствующие таблицы с указанием соответствия «версии – стадии технической поддержки» всегда доступны в открытом доступе на ресурсах Oracle в Сети.
  2. Например, на слайде показан график периодов времени оказания технической поддержки для релизов Oracle Database (примечание: на схеме Oracle Database 11g – это Release1).

  3. Соответствие уровня технической поддержки для всего пакета лицензий
    Oracle учитывает все Лицензии, приобретенные Заказчиком, объединяя все ПО Oracle (возможно, приобретенное в разное время, в рамках отдельных Заказов) в «виртуальные» Пакеты Лицензий (License Set), которые содержат «родственные» группы продуктов. Согласно Политике Oracle, все ПО Oracle, входящее в общий License Set, должно иметь одинаковый уровень поддержки. Таким образом, Oracle не допускает, например, отказа от продления технической поддержки по продукту Database Enterprise Edition при наличии действующей технической поддержки по продукту Database Standard Edition, приобретенному в рамках рассматриваемой или даже другой Лицензии. Также не допускается приобретение “Extended Support” только для части ПО из общего License Set. Таким образом, правило соответствия уровней технической поддержки гласит: «Все продукты Oracle, входящие в общий License Set должны иметь действующую техническую поддержку одного уровня». Альтернативой является отказ от продления технической поддержки по всем продуктам, входящим в общий License Set.

  4. Непрерывность технической поддержки
    Согласно Политике Oracle, продление технической поддержки должно осуществляться Заказчиком непрерывно, с момента окончания предыдущего оплаченного периода оказания услуг технической поддержки. Стандартный срок предоставления услуг технической поддержки по оформленному и оплаченному Заказу составляет один календарный год, начиная с момента размещения соответствующего Заказа в Oracle. Таким образом, Заказчику необходимо заранее обеспечить подготовку и реализацию необходимых процедур для размещения Заказа на продление технической поддержки. Oracle оставляет за собой право прекратить оказание услуг технической поддержки (включая блокировку доступа на ресурс MyOracleSupport) с момента окончания периода технической поддержки, если не размещен Заказ на продление технической поддержки на очередной период.

  5. Условия оплаты продления технической поддержки
    Согласно Политике Oracle, оплата по Заказу на продление технической поддержки должна осуществляться в течение 30 дней с момента окончания предыдущего периода технической поддержки, в виде 100% авансового платежа за весь предстоящий период оказания технической поддержки (по умолчанию – 1 год). Oracle вправе ежегодно увеличивать стоимость на поправочный инфляционный коэффициент (Inflation Rate), который обычно варьируется в диапазоне 3-5%. Согласно практике Oracle, оплата продления технической поддержки осуществляется Заказчиком в российских рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты + 3%.

  6. Штрафы при восстановлении технической поддержки
    Согласно Политике Oracle, при нарушении требования непрерывности продления технической поддержки, кроме оплаты технической поддержки на очередной предстоящий период, Заказчик должен оплатить также весь пропущенный период (с момента окончания последнего оплаченного периода предоставления технической поддержки) с учетом штрафа – 50% (то есть в размере 150% от цены технической поддержки за пропущенный период).

  7. Отказ от технической поддержки
    Если Заказчик по каким либо причинам отказывается от технической поддержки, то он должен подписать соответствующее письмо для Oracle (Cancellation Letter), в котором соглашается с тем, что ознакомлен с Политикой Oracle в том числе - в части правила непрерывности и наличия штрафов за пропущенные периоды технической поддержки.