За дополнительной информацией обращайтесь к руководителю пресс-службы Алисе Акуловой
«Вам не узнать, насколько вкусен фрукт, пока вы его не попробуете»
Интервью Бернарда Фишера, Президента компании Casewise
В июне с однодневным визитом Москву посетил Бернард Фишер, Президент Casewise — глобального поставщика решений для создания систем класса BPM и BPA, обеспечивающих оптимизацию организационной структуры и деятельности предприятия средствами бизнес-моделирования и анализа. Г-н Фишер приехал к нам не впервые. В последний раз это случилось 10 лет тому назад. Мы встретились и поговорили с нашим гостем о том, какое впечатление на него произвела Россия сегодня, каковы планы Casewise на будущее и как им оцениваются результаты совместного сотрудничества с ФОРС в целом.
Вы упомянули о том, что приезжали в Москву раньше уже несколько раз. Каковы цели вашего нынешнего визита?
Главным образом цель состояла в том, чтобы лично встретиться с людьми — командой ФОРС, Алексеем Голосовым, а также специалистами МТС, где сейчас осуществляется крупнейший в Европе проект с использованием наших средств моделирования. Кроме того, хотелось посмотреть, как изменилась Москва за эти годы, что нужно заказчикам и каковы возможности рынка.
Проект, выполняемый в МТС — не только крупнейший для ФОРС, но и один из сложнейших в технологическом плане. Если сравнивать с другими завершенными вами проектами, то насколько он отличается от них?
Мне сложно выделить что-то конкретно, поскольку наша экспертиза в телекоммуникационной отрасли сильна — за 20 лет нами выполнено огромное количество проектов. В число наших заказчиков входят такие глобальные телекоммуникационные операторы как Alcatel, Verizon, Telcom Italia, Telstra, T-Mobile, AT&T и другие. Совсем недавно мы подписали соглашение о сотрудничестве с ведущим оператором Индии. Однако, несмотря на весь накопленный нами опыт решения самых сложных задач, надо признать, что проекту в МТС нет равных. Технологически он намного превосходит любые другие проекты. Хотя тенденция к нарастанию их сложности налицо во всем мире.
Моя задача состояла в том, чтобы понять, для каких целей в МТС используется наш продукт Corporate Modeler, и теперь я знаю, что выбранный ими подход является классическим и самым верным. Сначала там была построена модель существующих бизнес-процессов, затем — модель тех бизнес-процессов, которые они хотели бы у себя видеть, сравнили две эти модели и увидели, где имеются расхождения. Таким образом, продукт использовался ими по своему прямому назначению — для того, чтобы понять, какие изменения в деятельность организации нужно внести, как следует усовершенствовать архитектуру, чтобы сделать бизнес более эффективным. Именно так заказчикам и нужно строить свою работу.
Другой задачей, помимо названной, которую можно решить при помощи Corporate Modeler, является приведение деятельности организации в соответствие с требованиями регулирующих органов. Дело в том, что во многих странах эти требования становятся все более и более жесткими, и отвечать им все труднее. Corporate Modeler позволяет максимально упростить этот процесс, обеспечивая автоматизированную подготовку нужной отчетности и регламентирующих документов.
Иногда бывает так, что в важнейших для бизнеса областях деятельность не организована должным образом. Позвольте привести пример. В Европе прием сотрудников на работу сопряжен с довольно высокой степенью риска для бизнеса. И вот почему. Вы, как работодатель, можете понести существенные потери в виде штрафов, если процесс найма-увольнения не организован так, как это предписано законом. В случае, если вам приходится увольнять сотрудника, проработавшего больше года, а эти правила не соблюдены как полагается, вы можете потерять до 2 000-3 000 фунтов стерлингов. Да, это может быть дорого — регламентировать данный процесс, но вам придется заплатить гораздо больше, если этого не будет сделано. Кроме того, нельзя забывать и об интересах сотрудников, которые тоже должны быть учтены, как бы миссионерски это ни звучало.
Вот почему мы уверены в будущем Corporate Modeler. Создавая с его помощью модель бизнес-процессов, вы можете воочию убедиться, что все рабочие процедуры в вашей компании организованы правильно. Имея завершенную модель архитектуры своей организации, вы видите, какие процессы дублируются, какие надо изменить, каким образом следует исправить имеющиеся недостатки, чтобы бизнес стал еще эффективнее.
Позиции Casewise как поставщика средств моделирования бизнес-процессов наиболее сильны в Великобритании и США. Как бы вы оценили свою долю рынка в мире в целом?
В глобальном масштабе мы занимаем не такую уж большую долю рынка — где-то в районе 3,4-3,5%, но это только если судить по продажам лицензий. А на самом деле наша доля значительно выше. Конечно, объем выручки наших главных конкурентов возможно в 40 раз больше, но не за счет лицензий, а за счет консалтинговых услуг, которые составляют примерно 90 % их дохода. Учитывая то, что мы — очень маленькая компания, занимаемая нами доля рынка среди инструментальных средств BPA/BPM не так уж и плоха. Кстати, на мой взгляд, такое разделение программных продуктов на BPA и BPM не совсем оправдано и представляется довольно искусственным. На самом деле они очень схожи между собой по назначению и функциональности.
Интересно, что вы упомянули только Великобританию и США. А ведь самая большая доля рынка у нас во Франции — примерно 60 %. Другая отличительная особенность нашего маркетинга во Франции состоит в том, что там инструментарий Casewise используется в 80 % государственных учреждений страны. Во французском правительстве, министерствах успешно применяются наши продукты. Несмотря на то, что с Casewise конкурирует весьма сильный местный разработчик, наши позиции на этом рынке с каждым днем укрепляются все больше и больше. Особо востребована модель, специально разработанная для учреждений госсектора. Такая же ситуация в США — мы все активнее продвигаемся на американском рынке, при этом нам очень помогает поддержка местных партнеров.
В каких отраслях у Casewise наиболее сильные позиции?
Можно выделить три главных вертикальных рынка — электроэнергетика, госсектор и финансовые структуры. Это все растущие рынки. Вследствие сложившихся сегодня экономических условий, компании пытаются стать более эффективными — особенно в упомянутых отраслях.
Как правило, при оптимизации своей деятельности компании используют один из двух возможных подходов. Первый заключается в спорадическом и мгновенном устранении каких-либо определенных проблем.
Второй подход носит системный характер и является классическим для проектов данного типа. Он подразумевает тщательное обследование процессов всей организации с последующим созданием модели и переносом описанных бизнес-процессов в электронный вид. Оба этих подхода применимы в равной мере в зависимости от конкретных условий и поставленных целей.
Что особенно характерно именно для банков и госучреждений, так это то, что они тратят огромные суммы — миллионы долларов на то, чтобы соответствовать требованиям регулятора. Здесь нужно двигаться шаг за шагом, ничего не должно быть упущено, учтена каждая деталь, исключены случайности. И это — огромное поле деятельности для таких средств моделирования как Casewise. Важно при этом подчеркнуть, что бизнес-процессы должны быть автоматизированы. Если этого не произойдет, банки не смогут функционировать должным образом и будут закрыты.
Существует еще одна область, где, как мне кажется, содержится большой потенциал для дальнейшего мощного роста Casewise в мировом масштабе. И это — заказчики SAP. Около 80 % компаний, использующих эту программную платформу, вообще не пользуются средствами моделирования. В прошлом один из наших прямых конкурентов обладал монополией среди заказчиков SAP, однако сейчас мы готовимся к тому, чтобы в корне переломить данную ситуацию. Мы представим им Casewise — продукт, несомненно, гораздо лучший и удобный в применении. Они сами смогут убедиться в этом уже через 3 месяца. В сентябре мы запускаем работу нашего нового дивизиона по разработке параллельной линейки продуктов — специально для заказчиков SAP. В настоящий момент мною ведутся переговоры с целым рядом крупнейших из них — это немецкие, голландские и американские компании.
Каковы главные преимущества инструментов Casewise перед продуктами конкурирующих производителей?
Самое главное — наши заказчики получают действительно инструмент моделирования, а не что-то другое. Структурно наша диаграмма такова, что все представляет собой объект, даже взаимоотношения между самими объектами. Наш подход в корне отличается от подхода конкурентов, поскольку он является объектно-ориентированным. Большинство наших конкурентов использует какие угодно другие концепции — на основе иерархических моделей, последовательных, более или менее классических и т.д.
Если же вы сделали свой выбор в пользу Casewise Corporate Modeler, вы получаете гибкий и надежный инструмент, позволяющий сконфигурировать модель по вашему желанию, где будут использоваться данные в доступном для вас формате — будь то репозиторий Oracle, Miscrosot PL/SQL или теперь SAP. Ни один другой поставщик не разработал пока более гибкого инструмента, чем Casewise. Вариации диаграмм, построенных с помощью Casewise, поистине безграничны. А поскольку возможности других средств моделирования весьма ограничены, они едва ли могут конкурировать с поставляемыми нами. Если уж говорить совсем по правде, то многие из наших конкурентов вообще слабо представляют себе, в чем состоит суть моделирования и как им нужно заниматься.
Почему именно ФОРС - Центр разработки был выбран вами в 2004 году в качестве единственного своего партнера и дистрибутора на территории России?
Наверное, стоит упомянуть, что всего сейчас у нас 20 партнеров в Европе. В прошлом мы совершили ряд ошибок при их выборе — компании были небольшими и не обладали достаточно высокой квалификацией. По поводу ФОРС сомнений никогда не было — это самая крупная компания из всех наших партнеров, являющаяся, кроме того, сертифицированным партнером Oracle, что само по себе — «знак качества». Так было тогда и остается сейчас. Кроме того, ФОРС обладает глубокой экспертизой в области разработки программного обеспечения и консалтинга. Другой важный момент заключается в том, что модели, выполненные средствами Casewise, отлично переносятся в среду Oracle.
Какие цели вы ставите перед своим бизнесом в России?
Наша главная цель состоит в том, чтобы стать заметным игроком на российском рынке, приобрести крупных заказчиков — таких, как Газпром — в различных индустриях. Поскольку наша компания совсем небольшая, мы делаем ставку на партнеров. Без их усилий достичь серьезных успехов невозможно. Сегодня наш бренд уже узнаваем, выполняются серьезные проекты, мы заявили о своем присутствии на российском рынке — это уже хорошие достижения, которые нужно закрепить.
Считаете ли вы, что цели, намеченные вами в 2004 году, достигнуты?
Мне представляется, что заложена очень хорошая основа, фундамент для того, чтобы число проектов, подобных тому, который идет в МТС, росло. Объединив свои усилия, ФОРС и Casewise могут достичь очень многого. Я убежден, что наше взаимное сотрудничество будет все более и более успешным.
Каким вы видите это сотрудничество в будущем?
Мы рассчитываем на то, что в ближайшем будущем на базе ФОРС будет создано локальное представительство нашей компании в России. Сделать это очень важно, поскольку заказчики будут верить нам больше, если будут считать нас российской компанией. К примеру, во Франции, где у нас есть такое представительство, все думают, что мы — французская компания. В США нас принимают за американскую компанию. А в России мы должны быть русскими.
В этой связи мне хотелось бы привести одну фразу Ларри Эллисона из Oracle, которого, кстати, я очень уважаю: «Думай широко, действуй точечно». Это на самом деле так.
Что нового вы приготовили для российских заказчиков из своих продуктов и услуг?
Прежде всего, это новая платформа, обеспечивающая связку Casewise — SAP. Для каждого существующего продукта будет разработан такой же аналог, интегрируемый с решениями SAP. Этим будет заниматься отдельное подразделение в нашей компании. Поэтому, можно сказать, что мы выходим на новый сегмент рынка в мировом масштабе — нашими клиентами станут заказчики SAP.
Как бы вы оценили уровень профессионализма российских разработчиков?
Могу сказать совершенно точно — по своим характеристикам, удобству и надежности программный продукт V-Modeler, разработанный ФОРС на базе инструментария Casewise, намного превосходит наши. Заказчики сообщают нам, что они им очень довольны. Доказательством может послужить то, что только за последнюю пару недель в США мы продали 500 лицензий — причем, одной компании. Это фантастический результат, которого нам никогда не удавалось достигнуть раньше. То же самое в Ирландии, других странах. Продукт доведен до совершенства, и это — результат отлично воплощенной идеи и кропотливого труда наших российских коллег.
Как любят говорить англичане: «Вам не узнать, насколько вкусен фрукт, пока вы его не попробуете».
Спасибо вам за эту беседу, г-н Фишер.
Интервью взяла Алиса Акулова,
Руководитель пресс-службы ФОРС