Бизнес-аналитик в ИТ-компании: что нужно уметь делать. Часть 1

Новости и события

Бизнес-аналитик в ИТ-компании: что нужно уметь делать. Часть 1

Экспертиза ФОРС

Людмила Абламская, директор отделения бизнес-консалтинга, компания «Форс – Центр разработки» (ГК Форс)

#Уголок_профессора

Эта заметка предназначена молодым, но не только, специалистам, выбирающим для себя профессиональный путь бизнес-аналитика в ИТ-компании. В ней мы хотели бы пояснить, в чем конкретно состоят профессиональные навыки такого специалиста, что именно мы ждем от бизнес-аналитика, принимая его в команду разработки информационных систем. Мы надеемся, что такое разъяснение подскажет, как можно получить полезные профессиональные навыки, оно также поможет убедиться в правильности выбранного профессионального пути.

В этой заметке поговорим о самом популярном и, как принято считать, основном навыке бизнес-аналитика — формирование требований к информационной системе. Что нужно делать и с чего начать?

Первое, что должен сделать бизнес-аналитик вне зависимости от масштаба или специфики задачи — понять и очертить предметную область информационной системы. Для этого рекомендуем задать себе и найти ответы на следующие вопросы:

1. К какой отрасли относится организация заказчика информационной системы, какова его основная деятельность, и стоит ли ожидать в связи с этим особенностей в построении информационной системы?

Отраслевая принадлежность накладывает специфику даже на такие типичные процессы, как документооборот / кадровое делопроизводство и др. Так, например, для организаций государственного управления кадровые процессы имеют существенные особенности, установленные законодательством о государственной гражданской службе, что ограничит применение некоторых шаблонных ИТ-решений.

Отраслевую принадлежность можно выяснить, изучив официальный сайт организации-заказчика, или же посмотреть его выписку из ЮГРЮЛ / ЕГРИП. Разумеется, вы должны знать, что это такое и как это можно сделать.

Повлечет за собой или нет отраслевая специфика заказчика возникновение дополнительных требований к информационной системе, можно понять, пролистав основные законы, регулирующие данную отрасль. Здесь стоит составить список таких особенностей с расшифровкой того, в чем собственно эта специфика состоит — коротко, со ссылкой на источник. Например, Ваш заказчик из агропромышленного сектора. Эта отрасль очень специфична. Проиллюстрировать это можно хотя бы тем, что в сезон обязательная отчетность должна предоставляться еженедельно, а вне сезона — нет.

Вне зависимости от приведенного выше примера рекомендуется на этом шаге посмотреть на состав обязательной отчетности, которая требуется от организаций данной отрасли помимо бухгалтерской и налоговой. Отчетность — один из основных видов выходных данных информационной системы, а ее изучение — важнейшая задача при анализе требований к ней.

2. Для какого вида деятельности строится / модернизируется информационная система, какие нормы установлены в этом отношении?

Например, организация в отрасли «Государственное управление» (это органы власти) реализует, кроме всего прочего, лицензирование образовательной деятельности, и именно это является предметом информационной системы. Необходимо подобрать нормативные акты, регулирующие данный вид деятельности.

Важно понимать, что все организации (легальные) работают в определенном правовом поле, т.е. обязательно есть нормы, устанавливающие или общие, или наоборот, очень подробные порядки и условия, как именно эта деятельность должна выполняться, какие виды отчетности и кому должны предоставляться и т.п.

Нужно составить перечень таких нормативных актов, прочесть их и сформировать представление о том, что же все-таки делается, а также попробовать составить список бизнес-процессов, для которых предназначена информационная система. Здесь уже пора составлять вопросы, уточняющие состав бизнес-процессов, порядок их выполнения. Эти вопросы впоследствии необходимо адресовать лицам, которые непосредственно участвуют в реализации автоматизируемой деятельности.

3. Какие основные понятия составляют лексику вида деятельности, для которого строится / модернизируется информационная система?

Термины или словарь предметной области рекомендуется вести, начиная с самой первой задачи по формированию требований к информационной системе и до завершения ее жизненного цикла.

За каждым термином всегда стоит физически представимый объект (сущность): документ, контракт, клиент, заявитель, лицензия, риск и т.д. или исполняемое в рамках деятельности действие (функция): принять (заявление), открыть (контракт), перенести (срок) и т.п.

Откуда взять термины? Первый источник — всегда нормативный акт, в том числе локальный, установленный в рамках одной конкретной организации. Второй источник — организационные документы. Из таких документов мы получаем понимание о разновидностях участников деятельности, наших будущих пользователей, а также перечни их полномочий / функций. Далее идут системные термины (термины, вводимые для новых, внутрисистемных объектов). Есть и другие источники терминов. Важно: следует очень внимательно относиться к терминам. Это основа общего языка с клиентом, с одной стороны, и начало системного анализа предметной области — с другой.

В результате таких действий (это обязательный набор действий в составе навыка «формирование требований к информационной системе») у Вас должны сформироваться:

  • общее понимание того, чем занимается клиент, Вы подготовитесь к интервью и / или анкетированию сотрудников Заказчика;
  • список документов, которые необходимо запросить у заказчика для детализации требований к информационной системе;
  • список вопросов, уточняющих:
    • состав автоматизируемых процессов (укрупненные функциональные блоки информационной системы);
    • виды пользователей информационной системы и их укрупненные функции в ней;
  • основные сущности информационной системы и их укрупненные свойства.

В целом мы обозначили то, с чего начинается формирование требований к информационной системе и что, как мы считаем, должен уметь делать бизнес-аналитик в этом направлении. Если Вам кажется эта деятельность не увлекательной, лучше выбрать другой профессиональный путь.

Вторым крупным компонентом в этой работе является собственно бизнес-анализ. Сбор, классификация требований и их правильное формулирование с последующим бизнес-анализом — это основа успешной разработки информационных систем. Предлагаем подробнее поговорить об этом в следующей заметке.